Для успешной деятельности компании необходимо проводить экономический анализ работы и корректировать ее в соответствии с полученными результатами. В ходе анализа хозяйственной деятельности оцениваются следующие моменты:

  • экономические факторы, явления и процессы, связанные с работой предприятия;
  • выполнение планов самой компанией, ее отдельными подразделениями и отраслевыми объединениями. Здесь используется бухгалтерская, статистическая и прочая отчетность;
  • обнаружение причин, которые положительно и отрицательно сказываются на выполнении запланированных заказов;
  • выявление закономерностей в развитии предприятия, исследование его резервов и упущенных возможностей.

На последнем этапе анализа обобщаются результаты исследования, специалисты наблюдают за выполнением плана, а также формулируют практические выводы и предложения.

Экономический анализ предприятия – прикладная наука, расчеты в рамках которой строго привязываются к практике и подчиняются целям ускорения развития компании. Его задачи заключаются в следующем:

  • контроль и оценка выполнения планов предприятия;
  • оценка использования всех видов ресурсов – финансовых, трудовых, материальных;
  • оценка финансовых результатов работы компании;
  • выявление неиспользуемых резервов.

Методика экономического анализа

В соответствии с отработанными методами анализ хозяйственной деятельности предприятия должен выполняться при соблюдении следующих особенностей:

  • комплексное изучение деятельности компании;
  • рассмотрение взаимосвязей в хозяйственных процессах;
  • определение влияющих на хозяйственную деятельность факторов с измерением их влияния;
  • обобщение результатов;
  • подготовка мер по устранению недостатков и последующему улучшению работы организации.

При экономическом анализе изучаются не только количественные, но и качественные показатели. Это объясняется тем, что количественные показатели не способны дать полное представление о происходящих в хозяйственной деятельности качественных изменениях.

В ходе исследования могут использоваться как дедуктивные (от общего к частному), так и индуктивные (от частного к общему) методы. По завершении анализа разрабатываются мероприятия по устранению обнаруженных недостатков, мобилизации и использованию резервов с последующим улучшением всей хозяйственной деятельности предприятия.

Как проводится экономический анализ – приемы и способы

Используемые при анализе приемы и способы делятся на две категории: экономико-статистические (они называются традиционными) и экономико-математические. В группу традиционных приемов входит:

  • предварительная оценка итогов работы компании;
  • сравнение показателей;
  • расчет средних и относительных величин;
  • способ цепных подстановок;
  • отражение результатов на графиках;
  • группировка;
  • подготовка аналитических таблиц;
  • балансовая увязка разных показателей.

Эта группа отличается многочисленностью приемов, которые характеризуются простотой и доступностью для практического применения.

Экономико-математических методов меньше, они относительно новы, но за ними большое будущее. К этой группе, в том числе, относится:

  • корреляция;
  • моделирование;
  • линейное программирование.

Экономико-математические приемы позволяют решать самые сложные аналитические задачи, которые нельзя разрешить традиционными методами. Использование этих приемов стало возможным из-за появления электронно-вычислительных машин.

Как организуется аналитическая работа на предприятии

При изучении хозяйственной деятельности компаний могут использоваться различные способы анализа. Они делятся на несколько типов:

  • по времени выполнения относительно плана: предварительный, оперативный (текущий), последующий, а также периодический;
  • в зависимости от степени охвата: тематический и полный (комплексный);
  • по широте сравнения: внутрихозяйственный и межхозяйственный.

В последнее время широко используется сравнительный анализ, в рамках которого ищутся резервы для успешного выполнения плана, а также повышения эффективности работы предприятия и качества его продукции. Для сравнения здесь используются показатели предприятий, которые работают в схожих условиях.

При изучении финансово-хозяйственной деятельности составляется информационная база, которая наполняется данными из следующих источников:

  • плановых;
  • учетно-отчетных;
  • внеучетных.

Особое значение имеет информация, полученная от сотрудников предприятия: рядовых работников, специалистов, руководителей. Учитываются также экономические показатели региона работы, численность и состав населения, покупательский спрос и многое другое. Все эти материалы дополняют друг друга для более полного и глубокого изучения работы предприятия.

Вид анализа во многом определяет организацию работы. Если охватывается длительный период (год, квартал) и происходит всестороннее изучение хозяйственной деятельности компании, то аналитическая работа делится на следующие этапы:

  • определение цели анализа и необходимого объема работы, подготовка плана и программы, сбор документов, оценка достоверности источников информации, группировка данных, составление таблиц;
  • изучение показателей, описывающих деятельность предприятия;
  • обобщение результатов анализа, подготовка предложений, принятие решений и контроль исполнения предложенных мер.

Система показателей

Финансово-хозяйственная деятельность предприятий анализируется с использованием большого количества показателей. Они классифицируются по следующим признакам:

  • в зависимости от заложенных в основу измерителей – стоимостные и натуральные;
  • в зависимости от измеряемых процессов, стороны явления и операций – количественные и качественные;
  • в зависимости от использования отдельно взятых показателей либо их соотношений – объемные и удельные.

У каждого показателя есть определенный смысл и собственное значение в аналитической работе. Если рассматривать показатели по отдельности, то может проявиться их ограниченность. Экономический анализ – это комплексное мероприятие, которое предполагает системное использование показателей. Данное условие является обязательным для проведения всестороннего и объективного исследования хозяйственной деятельности предприятия в отдельной области или в целом.

Смежные дисциплины для экономического анализа

При анализе хозяйственной деятельности приходится вторгаться в несколько смежных дисциплин:

  • теория анализа;
  • бухгалтерский учет;
  • статистика;
  • математика;
  • планирование;
  • управление.

Из бухгалтерского учета поступает не менее 70% экономической информации, описывающей хозяйственную деятельность предприятия. Здесь идет речь о первичной информации, аналитическом и синтетическом учете и бухгалтерской отчетности.

Аналитические выкладки из статистики связаны в основном с массовыми процессами, их делают обычно для вышестоящих звеньев – подотраслей, отраслей и экономических регионов. Математика связана с экономическим анализом тем, что в обеих областях знаний изучаются количественные соотношения. Планирование проводится для того, чтобы обосновать текущие и перспективные планы. Управление подразумевает обоснование наиболее предпочтительных управленческих решений, а также контроль их исполнения.