Для принятия обоснованных управленческих решений необходимо анализировать финансовое положение предприятия. Состояние компании анализируется для системного комплексного изучения ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. Цель этого мероприятия – объективная оценка достигнутых результатов и определение реальных путей повышения качества и эффективности работы компании в будущем.

Финансовая и производственно-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется системой взаимосвязанных показателей. При изменении отдельных показателей меняются и конечные результаты работы компании. В связи с этим определенные стороны деятельности предприятия оцениваются на основании динамики системы показателей. Анализ нужен не только для планирования и управления предприятием, но и для диагностики и контроля его деятельности.

Содержание и цели финансового анализа

При анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия сочетаются методы дедукции и индукции – в процессе исследования единоличных факторов учитывается и общая картина. Изучение всех бизнес-процессов происходит в их взаимосвязи. Анализ проводится с исследованием причин-факторов, которые разделяются на:

  • основные и побочные;
  • существенные и несущественные;
  • определяющие и почти не определяющие.

Устанавливать воздействие на хозяйственные процессы всех факторов требуется далеко не всегда. В первую очередь, изучается влияние основных, существенных и определяющих факторов.

Целью анализа является раскрытие и понимание основных причин и факторов, повлиявших на финансово-хозяйственное состояние предприятия, сложившееся к данному моменту.

Содержание финансового анализа

Устойчивость ФСП оценивается с помощью системы показателей, которые показывают, как меняется:

  • структура капитала компании по источникам его образования и размещению;
  • эффективность и интенсивность использования капитала;
  • платежеспособность и кредитоспособность предприятия;
  • запас финансовой устойчивости предприятия.

Основой анализа ФСП являются в основном относительные показатели, потому что абсолютные показатели в условиях инфляции привести к сопоставимому виду достаточно сложно.

При анализе финансово-хозяйственной деятельности компании проводятся следующие работы:

  • исследуются экономические процессы и их взаимосвязи, формирующиеся под действием объективных экономических законов и субъективных факторов;
  • дается научное обоснование планам и принимаемым управленческим решениям, а также проводится объективная оценка результатов их выполнения;
  • выявляются положительные и отрицательные факторы, влияющие на результаты работы предприятия;
  • раскрываются тенденции и пропорции развития предприятия с выявлением неиспользованных внутрихозяйственных ресурсов и резервов;
  • обобщается передовой опыт, и вырабатываются предложения по его применению в практике конкретного предприятия.

С помощью финансового анализа обеспечивается эффективное управление финансовыми ресурсами, выявляются тенденции их использования и вырабатываются прогнозы развития компании на перспективу (ближайшую и отдаленную).

Финансовый анализ не позволит точно установить конкретную причину надвигающегося бедствия. При этом он поможет диагностировать экономическую «болезнь» компании, выявить наиболее слабые места в ее экономике и разработать эффективные решения для выхода из затруднительного положения.

Задачи финансового анализа

Главной задачей здесь будет обнаружение внутренних проблем предприятия для выработки необходимых управленческих решений. Они могут быть направлены на выход из кризиса, развитие, переход к банкротству, куплю-продажу бизнеса или акций, привлечение заемных средств.

В ходе этого решаются следующие задачи:

  • оценивается выполнение плана в зависимости от поступления финансов и их использования с точки зрения улучшения финансового положения компании;
  • дается прогноз возможных финансовых результатов;
  • разрабатываются конкретные мероприятия для более эффективного использования финансовых ресурсов.

Формулировка конкретных задач финансового анализа происходит в соответствии с готовыми управленческими решения.

Виды финансового анализа

Финансовый анализ может быть внутренним и внешним, здесь все определяется проводящим его субъектом. Это могут быть:

  • руководители компании и ее соответствующие службы;
  • учредители;
  • инвесторы;
  • банки;
  • поставщики;
  • налоговики и прочие.

В зависимости от поставленных задач анализ может иметь следующие виды:

  • экспресс-анализ, проводится за 1-2 дня;
  • комплексный, проводится за 3-4 недели для общей оценки;
  • как часть общего исследования;
  • ориентированный, для решения приоритетной финансовой проблемы;
  • регулярный.

В зависимости от заданного направления анализ может быть:

  • ретроспективным;
  • план-фактным;
  • перспективным.

Метод финансового анализа и система показателей

Системный анализ делится на шесть этапов:

  • объект исследования представляют в виде системы, у которой есть цели и условия работы;
  • отбираются показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность компании;
  • готовится общая схема системы, определяются ее основные элементы, функции и взаимосвязи;
  • устанавливаются основные факторы и взаимосвязи, определяющие количественные характеристики;
  • на основе полученной ранее информации строится модель системы;
  • работа с моделью, в том числе, объективная оценка результатов деятельности и определение резервов для повышения эффективности производства.

Анализ рентабельности предприятия

Для оценки результативности работы предприятия помимо абсолютных применяются также и относительные показатели. В число последних входит рентабельность. Она определяется как размер прибыли с 1 рубля вложенного капитала. Рентабельность может оцениваться для собственного капитала, всех активов, производственных фондов или объема продаж.

Анализ деловой активности

Под деловой активностью понимается спектр усилий по продвижению компании на рынке. Она оценивается путем сравнения деятельности предприятия с организациями, работающими в той же сфере. Деловая активность оценивается с помощью нескольких качественных критериев:

  • широта рынков, на которых сбывается продукция;
  • наличие экспортной продукции;
  • репутация компании.

Анализ финансовой устойчивости

Предприятие считается финансово устойчивым, если его доходы превышают расходы, а также имеются свободные денежные средства для различных вариантов эффективного вложения. Финансовая устойчивость определяется как собственными результатами работы фирмы, так и стабильностью внешней среды.

Платежеспособность оценивается на конкретную дату. Она подтверждается данными:

  • о наличии оптимального количества денежных средств на счетах;
  • об отсутствии просроченных задолженностей;
  • о продолжительном непрерывном пользовании кредитами и их своевременном погашении.

Анализ ликвидности и платежеспособности

Ликвидность компании обычно интересует кредиторов, дающих краткосрочные займы. Она показывает недостаток или излишек источников средств для формирования запасов. Компания считается ликвидной при превышении текущими активами величины краткосрочных обязательств.

Особенности финансового анализа российских компаний

В России есть своя специфика исследований в рамках финансового анализа предприятий. Распишем основные существующие здесь пункты.

  1. Часто анализ сводится к тому, что специалисты рассчитывают структурные соотношения, значения финансовых коэффициентов и темпы изменения показателей. В лучшем случае глубина исследования ограничена констатацией изменения тенденции в сторону ухудшения или улучшения. Для того, чтобы сделать правильные выводы и сформулировать рекомендации, многим экспертам не хватает квалификации и профессионального опыта.
  2. Итоги финансового анализа часто искажаются из-за недостоверных данных, искаженных по субъективным и объективным причинам.
  3. Стремление детализировать финансовый анализ приводит к поверхностному использованию слишком большого числа финансовых коэффициентов.
  4. Для российских компаний обычно невозможно провести сравнительный анализ из-за того, что нет адекватной нормативной базы и подсчитанных среднеотраслевых показателей.
  5. Принятые в западной практике интегральные показатели, указывающие на вероятность банкротства, достаточно далеки от российских реалий.
  6. В российской бухгалтерии заведомо искажаются итоги финансовой деятельности предприятий.

Все эти моменты нужно учитывать для того, чтобы финансовый анализ давал необходимые результаты и позволял принимать обоснованные управленческие решения.