В Российской Федерации в зависимости от органа, назначившего экспертизу, СТЭ подразделяется на судебную и несудебную.

Заказать услугу...

Этапы, сроки и порядок оказания экспертных услуг мы тщательно фиксируем в договоре
В случае, если экспертиза судебная — сообщаем о возможности проведения экспертизы, ее сроках и стоимости в день обращения
При необходимости отстаиваем свои работы в суде, доказывая состоятельность выводов экспертов
Выполняем работы больших объемов и сложности, в том числе, сопряженные с длительными командировками
Гарантируем высокий уровень и качество оказываемых услуг
За привлечение клиентов и размещение заказов возможно агентское вознаграждение
Звоните нам:
+7 (985) 167-31-65 — срочная консультация эксперта
+7 (495) 646-61-52 — офис (Москва - с 10 до 19, без выходных)
8 (800) 777-59-31 — офис (Россия - круглосуточно без выходных)

Судебная строительно-техническая экспертиза

Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу ( см. ст.1 ФЗ № 73 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»).

Основанием для производства судебной СТЭ служит постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора, определение суда (постановление, определение судьи) о назначении экспертизы (ст.1 ФЗ № 73 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»).

Производство судебной СТЭ есть:

  1. Cистема процессуальных действий, совершаемых в целях получения экспертного заключения как источника доказательств. Включает в себя назначение экспертизы, подготовку материалов и ее производство;
  2. Деятельность эксперта (коллектива экспертов), состоящая в исследовании, в ходе которого разрешаются задачи, изложенные в постановлении (определении) о назначении экспертизы, и завершающаяся формулированием вывода (заключения). Судебная экспертиза бывает комиссионной, комплексной, дополнительной и повторной.

Комиссионная судебная экспертиза производится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Комиссионный характер экспертизы определяется следователем либо руководителем экспертного учреждения, которому поручено производство судебной экспертизы. Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, то ими составляется единое заключение. В случае возникновения разногласий каждый из экспертов, участвовавших в производстве судебной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие (ст.200 УПК РФ).

Помимо лиц, перечисленных в настоящей статье, комиссионный характер судебной экспертизы может быть определен дознавателем, руководителем или членом следственной группы, начальником следственного отдела или прокурором. Судебные экспертизы проводятся несколькими экспертами одной специальности (комиссионные судебные экспертизы) в случаях:

  • технической сложности судебной экспертизы;
  • большого количества объектов;
  • повторного исследования.

При назначении комиссионной судебной экспертизы руководитель экспертного учреждения (структурного подразделения) возлагает на одного из них координацию деятельности комиссии экспертов, разработку общего плана исследований и руководство совещанием экспертов. Руководитель комиссии экспертов не пользуется какими-либо преимуществами перед другими экспертами при разрешении поставленных вопросов по существу. Комиссия экспертов дает общее заключение при условии согласия с ним каждого участвовавшего в исследовании эксперта.

Комплексная судебная экспертиза — судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей (ст.201 УПК РФ).

В экспертном заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной судебной экспертизы, указывается, какие исследования , в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвовавший в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

При назначении комплексной судебной экспертизы эксперты вправе составить совместное заключение. Каждый эксперт подписывает общее заключение либо ту часть его, которая отражает ход и результаты проведенных им лично исследований. Если основанием окончательного вывода являются факты, установленные другим экспертом, на это также должно быть указано в заключении. Если в одном постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы содержатся вопросы, требующие производства раздельных, не связанных между собой исследований, то по каждому из них составляется отдельное заключение (акт) или сообщение о невозможности дачи заключения.

Дополнительная экспертиза — назначается при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств. Производство дополнительной экспертизы поручается тому же или другому эксперту (ст.207 УПК РФ).

Недостаточно полным может быть признано заключение, основанное на исследовании не всех предоставленных эксперту объектов или не содержащее исчерпывающих ответов эксперта на все поставленные вопросы.

В постановлении о назначении дополнительной судебной экспертизы должно быть указано конкретно, в чем выразилась неполнота и недостаточная ясность предыдущих заключений экспертов, есть ли основания сомневаться в их правильности. Дополнительная судебная экспертиза назначается лишь после дачи экспертом заключения, если недостаточную ясность или полноту заключения не представилось возможным устранить путем допроса эксперта. При производстве дополнительной судебной экспертизы экспертом разрешаются вопросы, ранее не подвергавшиеся исследованию.

Повторная экспертиза — назначается в случаях возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам. Производство повторной экспертизы поручается другому эксперту (ст.207 УПК РФ).

В случае производства экспертом повторной судебной экспертизы, он разрешает вопросы, ранее уже подвергавшиеся исследованию. Повторная судебная экспертиза может быть назначена также, если во время, к примеру, судебного разбирательства установлены новые данные, которые могут повлиять на выводы эксперта, а также в случаях, когда при назначении и производстве судебной экспертизы были допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона. При несогласии с выводами эксперта назначение повторной судебной экспертизы не является обязательным. При решении этого вопроса следует учитывать наличие в деле иных доказательств по обстоятельствам, являющимся предметом судебной экспертизы, а также практическую возможность провести повторную судебную экспертизу. Например, при утрате или существенном изменении исследуемых объектов.

Внесудебная строительно-техническая экспертиза

Несудебная экспертиза в отличие от судебной назначается не в связи с производством по делу и производится в непроцессуальной форме. Несудебная экспертиза может производиться по заказу частного лица. В современных условиях возможности для проведения различного рода несудебных экспертиз получают широкое распространение. И по предмету и по осуществляющим ее субъектам несудебная экспертиза может быть самой разнообразной. Несудебная экспертиза подразделяется на государственную и негосударственную.

Государственная экспертиза выполняется по распоряжению исполнительного органа государственной власти.

Негосударственная экспертиза — проводится специализированными экспертными организациями на договорной основе. (Градостроительный кодекс РФ ст.52.п.2) Специализированные экспертные организации осуществляют деятельность по негосударственной экспертизе на основе документов об аккредитации, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской федерации (Градостроительный кодекс РФ с. 52.3.)

  • экспертиза качества строительства;
  • экспертиза объемов и стоимости качества монтажно-строительных работ;
  • экспертиза конкурсных предложений подрядчиков;
  • экспертиза обоснованности изменения стоимости строительства;
  • экспертиза обоснованности отнесения затрат на текущий капитальный ремонт или реконструкцию, связанных с налоговыми спорами;
  • экспертиза капитальности строения, в целях признания/непризнания его объектом недвижимости;
  • экспертиза комплектности исходно-разрешительной, проектной и исполнительной документации;
  • экспертиза дорог

Один из главных этапов обеспечения безопасности строящихся объектов — это именно экспертиза проектной документации (в том числе, касающаяся сметных документов). Экспертами здесь определяется, насколько градостроительная, предпроектная и проектная документация соответствуют следующим положениям:

  • исходные данные;
  • технические условия;
  • требования, касающиеся проектирования и строительства.

При проведении экспертизы отслеживается, чтобы в проектной документации обеспечивались следующие моменты:

  • эксплуатационная безопасность объекта;
  • его конструктивная надежность и устойчивость;
  • высокое качество архитектурных решений;
  • рациональное использование финансовых, материальных, энергетических и природных ресурсов.

По статистическим данным, проведение негосударственной экспертизы проектно-сметной документации в последние месяцы становится все более востребованным у заказчиков. У этого явления есть две основные причины:

  • негосударственная экспертиза проводится в короткие сроки, в среднем на нее уходит от 10 рабочих дней;
  • ее отличает значительно более выгодная цена в сравнении с государственной экспертизой.

Вместе с этим, результаты негосударственной экспертизы представляют собой такие же официальные документы, как и заключения государственной экспертизы. Таким образом, они позволяют оперативно получать разрешения на строительство.

Федеральный закон № 337-ФЗ, описывающий отдельные изменения, внесенные в ГК РФ, говорит о том, что проектная документация на капстроительство, реконструкцию и капитальный ремонт должна проходить через обязательную экспертизу. С начала апреля 2012 года начали работать поправки к № 337-ФЗ, принятые 28.11.2011 года. В соответствии с ними установлено юридическое «равноправие» для заключений, полученных в результате государственной и негосударственной экспертизы итогов инженерных изысканий и проектной документации. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству устанавливает форму для данного заключения, а также порядок его оформления. Это прописывается в постановлении правительства РФ № 840 в его редакции от 23 сентября 2013 года.

Новые нормы говорят о том, что застройщик или технический заказчик могут сами выбирать, где будет проводиться экспертная оценка их проектной документации и результатов инженерных изысканий. Это может быть как государственная экспертиза, так и независимая экспертная организация, проводящая негосударственные экспертизы данных документов. Соответствующие корректировки к 1-й части статьи 49 Градостроительного кодекса РФ прописаны в ФЗ № 337 от 28 ноября 2011 года (1-я статья, 9-й пункт, подпункт б).

При экспертизе проектных документов и результатов инженерных изысканий одновременно может проводиться проверка сметной стоимости. В таком случае проверка должна быть осуществлена в течение срока выполнения экспертизы, который установлен в контракте (договоре) на ее проведение. Это касается всех видов экспертиз, в том числе, и негосударственных.

Когда рассчитывается размер капитальных вложений, через сметную стоимость определяется базис финансирования. Вместе с тем, ее величина непосредственно влияет на то, как формируются договорные цены строительной продукции, а также как рассчитывается стоимость проведения различных подрядных работ (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и другие).

Аналогичным образом сметная стоимость регулирует вопросы оплаты расходов на приобретение оборудования, а также возмещение прочих затрат за счет средств, которые предусмотрены в сводном сметном расчете. В состав сметной документации входят:

  • локальные сметы;
  • локальные сметные расчеты;
  • объектные сметы;
  • объектные сметные расчеты;
  • сметные расчеты по отдельным видам затрат;
  • сводные сметные расчеты стоимости строительных и ремонтных работ;
  • сводки затрат и прочее.